«Все студенты должны делать стартапы»
Новый декан факультета инновационных технологий – о том, как научить инноватиков заниматься наукой и зарабатывать
Самый молодой факультет университета возглавил самый молодой декан в ТГУ. С начала сентября 36-летний Станислав Шидловский, защитивший докторскую в 26 лет, стал деканом факультета инновационных технологий. Корреспондент «Альма Матер» узнала, как готовить студентов по тем областям знаний, по которым еще нет книг и научных пособий, почему инноватику обязательно быть предпринимателем и когда абитуриентов ТГУ будет принимать робот.
– Меньше месяца, как вы стали деканом. Скажите, каким должен стать факультет под вашим руководством?
– Наша задача – сделать так, чтобы факультет инновационных технологий стал для бизнеса точкой входа в университет. Например, топ-менеджер крупной компании приходит с запросом в университет, и стоит задача, чтобы он «не потерялся». Конкретные представители бизнеса формируют пул задач, а наши бакалавры, магистранты должны быть ориентированы на проектное обучение. Они должны уметь работать с бизнесом, решая задачи, которые предложил рынок. К тому же мы хотим научиться собирать междисциплинарные программы (в сфере IT, юриспруденции, биологии, социологии, психологии и т.д.), в рамках которых будем объединять в группы магистрантов разных направлений.
– Вы находите студентов под конкретные проекты. А что, если к вам приходит студент с идеей, под которую у вас нет бизнес-проекта?
– Тогда мы стараемся найти «на рынке» тех, кто этим уже занимается, и связать их друг с другом. Совсем недавно я сказал коллегам: «У нас есть запрос от московской фирмы из игровой индустрии, но нет человека». И тут приходит студент и говорит, что ему бы хотелось заниматься как раз этой тематикой.
К тому же нам хочется, чтобы факультет «обрастал» собственными предприятиями, которые бы открывали выпускники. Для этого мы создадим предпринимательский трек, в рамках которого студенты будут делать стартапы. Мы планируем сделать этот трек обязательным для всех. Задачи, которые возникают в рамках стартапов, студенты будут решать во время учебы. Так мы готовим не к чему-то эфемерному, что не пригодится, а к тому, что сейчас востребовано на рынке. Иначе можно поступить на специальность, а через три года обнаружить, что она уходит с рынка. Поэтому нужна «короткая» обратная связь от бизнеса.
– Но ведь есть исследования, которые показывают, что не более двух процентов людей способны быть предпринимателями?
– Мы хотим разрушать у студентов стереотипы, что предпринимательство – это невыгодно и сложно. Человек должен научиться рисковать. Да, есть вероятность, что он, получив положительный результат в стартапе, забросит свою учебу. Ну, если стартап настолько яркий, как у Билла Гейтса, ну и ладно. Видимо, надо выбирать: или одно, или другое. Но, конечно, хотелось бы, чтобы человек заканчивал свою учебу и в области предпринимательских, и в области теоретических знаний. В предпринимательстве люди набивают типовые шишки, и если мы сможем научить, как этих шишек избежать, то у студента будет смысл продолжать обучение, даже если у него уже есть стартап. Для этого мы приглашаем предпринимателей, которые рассказывают, как они набивали свои шишки, но в то же время стали успешными. Может быть, это и будет стимулом для студента не забрасывать учебу при успешном стартапе.
– Как, сосредоточившись на локальных задачах, не сделать образование слишком прикладным?
– Мы всегда закладываем базовое ядро, фундамент образовательной программы, на основании которой начинаем делать ответвления к тем или иным практикам, а во время и после обучения подсказываем направления, по которым студент может «пополнять» свой фундамент. Сейчас университеты уже утратили монополию на распространение знаний, студенты могут учиться, например, с помощью массовых онлайн-курсов, а вот задача преподавателей – дать некие тонкости, передать знания с помощью практик. Преподаватель в этом случае выступает как мастер, студент попадает в мастерскую, в которой навык передается только при живом общении.
– Как обучать бакалавров, которые не могут сразу начать работать в проектах?
– Бакалавров мы хотим сделать практикующими инженерами. Иначе часто получается, что практиковаться они начинают только в магистратуре. Сейчас они будут готовиться так, чтобы достойно выступать на конкурсе молодых профессионалов World skills.
– Какие у вас сейчас приоритетные направления разработок?
– Они базируются на научных школах, которые существуют у нас на факультете. Они затрагивают области систем технического зрения, лазерных технологий, систем автоматического управления, космецевтики (направление на стыке косметологии и фармацевтики), неразрушающего контроля материалов, робототехники. В рамках последнего направления мы занимаемся, по сути, созданием «мозгов» для механизмов, чтобы они могли самостоятельно ездить, летать, распознавать объекты, строить карты окружающей среды и т.п.
Например, по такому принципу к следующему году мы планируем сделать промобота для абитуриентов. С одной стороны, он создается по тем же технологиям, которые у нас есть, с другой – создаем его для популяризации нашей деятельности и привлечения абитуриентов. Планируем сделать его, красивого, и запустить, чтобы ездил по главному корпусу. Сейчас ведь, по сути, все профессии идут по пути автоматизации. Скоро появятся роботы, которые убираются в парке и общаются между собой. Постепенно идет вытеснение некоторых рабочих специальностей, таких как дальнобойщики, таксисты (в связи с разработкой беспилотных транспортных средств) с рынка труда. Да, с одной стороны, затрагиваются вопросы социального характера (некоторым специалистам приходится сталкиваться с тем, что работодателю они больше не нужны), с другой – без автоматизации невозможно интеллектуальное развитие общества, и при этом возникают новые профессии, требующие от людей более сложных компетенций.
– По поводу интеллектуального развития. Вы защитили докторскую в 26 лет – что стало рекордом не только для Томска, но и России. У вас какой-то свой, инновационный способ написания диссертации?
– В последнее время заметна такая тенденция: кадры высшей квалификации стали моложе. Теперь тебе не надо специально заказывать книжку в библиотеке, появились системы моделирования, которые очень облегчают жизнь исследователя. Если раньше нужно было решать множество дифференциальных уравнений, сейчас можно внести данные и определенные параметры – и сразу получить результат. Это позволяет проводить исследования быстрее. К тому же при работе над диссертацией были расставлены четкие приоритеты и составлен четкий план, которого и придерживался, а помогали мне в этом мои научные руководители.
– Сейчас в должности декана у вас есть подобная четкая цель?
– Да, если я взял на себя такую ответственность – возглавить факультет, – то поставил цель: сделать так, чтобы факультет сам мог себя обеспечивать. В идеале – мог сам зарабатывать.
- 1 просмотр